Разговоры о научном в фантастике и фантастики в научном – тема достаточно актуальная. Сейчас идут серьезные разговоры о том, чтобы привлекать молодежь в технические ВУЗы именно через научно-фантастическую литературу, как это было в начале прошлого века. Да, на определенный момент фантастическая литература утратила свою обучающую функцию, став некой сказкой XX – XXI веков, но все возвращается на круги своя. Я очень надеюсь, что научно-фантастическая литература в лучших традициях Жюля Верна, Беляева, Стругацких еще вернется в этот мир. А пока в этом посте я хочу рассказать, о истории работы над книгой, которая послужила основной идеей создания данного блога. Итак, Марк Руссинович рассказывает о своем первом опыте написания романа, сравнивая его с написанием книг научно-популярного характера. Лично мне всегда была интересна «кухня», в которой создаются замечательные вещи, Владимир Высоцкий не любил рассказывать про нее, а вот Марк рассказал, мне было очень интересно читать статью о создании Zero Day, искренне надеюсь, что и Вам тоже будет интересно.
Zero Day моя первая опубликованная чисто литературная работа, до этого почти тридцать лет я писал научно-популярную литературу. Писать я начал статьи для компьютерных журналов, когда еще учился. Так же я соавтор нескольких научно-популярных книг, самая свежая из которых выходит в июне. Но я с самого раннего возраста всегда надеялся, что напишу роман, но воплощаться эта моя мечта началась только пять лет назад, когда у меня появилась достойная идея сюжета, с которой можно было бы попробовать взяться за написание книги. Я знал, что написать роман – эта другая работа, но тогда я еще не знал, на сколько она отличается от той писательской работы, с которой я уже был знаком. И к концу написания, я уже знал, что общего и что различно в написании фантастики и научно-популярных статей.
Когда я пишу научно-популярную работу, я всегда начинаю с того, что отвечаю на несколько фундаментальных вопросов о том, что я хочу изложить в деталях. Эти ответы являются моим гидом в процессе написания материала, и если ответы недостаточно глубоки, я всегда нахожу бессвязность в тексте и начинаю перерабатывать его. Я уже описывал, как я нахожу силы писать более конкретно, чтобы добиться успеха.
Первый вопрос: «какую информацию я хочу донести?» Это вопрос заставляет меня сосредоточится на том, отражает ли то, что я пишу, область, охваченную статьей или книгой, и ответ на этот вопрос помогает мне сфокусироваться на важных фактах. Второй вопрос: «На какую аудиторию моя работа нацелена?» Ответ на этот вопрос позволяет мне создать прототип моего читателя, так определяется стиль повествования. Ответ на этот вопрос так же дает представление о том, с чего начинать повествование: с основ или же можно начать рассказывать технологию, не вдаваясь в подробности, которые необходимы читателю без подготовки. Третий вопрос: «Как мне структурировать информацию?» Это, конечно, включает в себя работу с черновиками. Излагаемая информация должна доступна, понятна и хорошо структурирована для лучшего восприятия читателем. Я заметил, что разработка, может быть излишне детального, плана делает процесс написания значительно легче, ну почти как упражнения, разбитые на разные цвета. И, получив ответы на все вопросы, я сажусь писать, делая время от времени паузы, чтобы перечитать написанное, пытаясь представить мысли и видя события глазами моих читателей – опять же возвращаясь к помогающим писать вопросам. Вот такой процесс помогает мне писать.
Когда я начал писать Zero Day, я прочел несколько книг о том, как писать фантастику, интересуясь, каким именно подходом пользовались авторы, создавая большие романы. Однако же, я убедился, что у каждого автора своя философия и свои подходы. Некоторые авторы начинали свободное изложение с описания главных героев, может быть сосредотачиваясь на основных местах сюжета, затем рассказывая о истории персонажей все, что им авторам хочется, другие же авторы подходят более скрупулезно к изложению своего повествования.
Учитывая отсутствие четкого пути написания и алгоритма создания романа, я решил воспользоваться своим опытом создания научно-популярных работ и посмотрел, где он может пригодиться. В конце же концов, я обнаружил, что он работает хорошо, но до определенной точки. Знание, моей целевую аудитории, основные моменты, которые я хотел передать, и, наличие детально разработанных персонажей, и сюжетной линии – все это было критично для творческого процесса. Но работая над Zero Day я столкнулся с другими вопросами и проблемами, нежели, когда работал над научно-популярными статьями. Как мои герои должны реагировать? Чем должна закончиться глава, чтобы заставить читателя не прерываться, читать дальше? Какие аспекты в окружающей среде я должен, и как, подчеркнуть? Эти вопросы занимали меня подавляющее время. Это было те моменты, когда нужно было отказаться от аналитического склада ума и полностью отдаться в руки интуиции.
Очевидно, что фантастика – рассказ, но вот мне было совсем не очевидно, когда я писал Zero Day, что у меня должен получиться рассказ, хоть и немного в другом виде, но все это продолжение моих научно-популярных работ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий